- РУССКИЙ ЯЗЫК
- РУССКИЙ ЯЗЫК.1. Язык русской нации (более 140 млн носителей, свыше 250 млн говорящих на русском языке), средство межнационального общения народов России, принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Один из шести официальных и рабочих языков ООН. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Близкородственными для Р. я. являются украинский и белорусский языки. Начало сложения национального литературного Р. я. относится к XVII в., завершение – к началу XIX в. С А. С. Пушкина начинается современный Р. я. Из многочисленных свойств русского литературного языка принято выделять следующие:1) способность выразить все знания, накопленные человечеством, его применимость во всех сферах общения;2) общеобязательность его норм как образцовых для всех, кто владеет и пользуется им, независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности;3) стилистическое богатство, основанное на наличии разнообразных вариантов для обозначения одних и тех же значимых единиц. Основой литературного языка являются его стилистически нейтральные средства, признающиеся общепринятыми, нормативными в любых условиях общения (составляют примерно три четверти произносительных норм, грамматических форм, слов и значений языка). Принято различать общелитературный язык и язык художественной литературы. Последний шире и уже общелитературного языка: шире тем, что в нем применяются средства, стоящие вне литературных норм, уже – по своей сфере применения. Общелитературный язык обслуживает все виды общественной жизни. Воздействие языка художественной литературы на общелитературный язык очень велико. В Р. я. представлены также разговорная речь, просторечие (сниженная, грубоватая речь), местные говоры, разного рода жаргоны (порожденные социальным расслоением общества). Часть современного Р. я., помимо общеупотребительных слов и выражений, составляет специальная терминология, отражающая особенности различных профессий и специальностей и мало известная неспециалистам. Рост специальных терминов продолжается в убыстряющемся темпе, что вызвано прежде всего потребностями научнотехнического прогресса.2. Учебный предмет в средней и высшей школе. Преподавание Р. я. имеет целью дать учащимся основные сведения о современном русском литературном языке, его важнейших фонетических особенностях, словарном составе и грамматическом строе; выработать навыки, умения, необходимые для свободного пользования языком в его устной и письменной формах. Задачей преподавания Р. я. выступает также развитие мышления учащихся, их творческих сил и познавательных способностей, навыков самостоятельной работы (умения учиться). Специфика Р. я. как родного заключается в том, что он представляет собой не только предмет и объект изучения, но и средство обучения (с его помощью изучаются все другие предметы). Содержанием и видами занятий по Р. я. являются:a) изучение грамматики в целом и ее составных частей – морфологии и синтаксиса (фонетика в школьных условиях изучается, как правило, вместе с грамматикой);б) изучение орфографии и пунктуации;в) упражнения в правильном произношении (орфоэпия);г) усовершенствование практического пользования устной и письменной речью, обогащение словарного запаса, усвоение навыков деловой речи. Объем курса, распределение материала по классам, последовательность прохождения материала определяются государственным образовательным стандартом и программами обучения.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.